Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
∙ специального (коррекционного) образования;
∙ инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
∙ в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
∙ в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
∙ в условиях домашнего (семейного) образования.
Дети с ОВЗ обучаются по:
- адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
- адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
- адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
- адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
- специальной индивидуальной программе развития.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.
Важную роль в сопровождении обучающихся с ОВЗ занимает психолого-педагогичексий консилиум. Психолого-педагогический консилиум. является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения, которое реализуется через занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, позволяющие создать условия для преодоления, коррекции и компенсации нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
Задачами ППк являются:
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
Консультативная деятельность в нашей школе осуществляется в рамках консультационного пункта. Цель, которого создание условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания детей, путём предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
Услуга психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) оказывается как однократная помощь получателю в форме консультирования по возникшим вопросам. Консультационная помощь (далее консультация) представляет собой устную консультацию в виде ответов и вопросов, которую предоставляет консультант. Устная консультация предполагает выбор любого запроса в пределах вопросах образования детей